eXtremeLINE - линия приключений Воскресенье, 25.02.2018, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Рассказы о ПВД [26]
ПВД - это походы выходного дня: пешие, лыжные, водные, велосипедные и поиски геокешерских тайников
Многодневные путешествия [3]
Походы всех жанров. Здесь представлены не технические отчеты, а художественные рассказы на основе моих дневниковых записей
Цивилизованный отдых [4]
Прогулки по городам и любые поездки, не связанные со спортивным туризмом
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Рассказы о ПВД

К серым цаплям в Шалахово

Планируя путешествия по Мещере, я не раз останавливал взгляд на затерянном в Егорьевских лесах загадочном Шалаховском водохранилище. Но побывать там не получалось: пешком от ж/д за выходные не обернешься, на недоприводе кроме как до Рыбхоза не доедешь, на байдарке по Цне не сплавишься. Поэтому, несмотря на многочисленные походы в окрестностях, водохранилище оставалось недосягаемым.

С началом заболевания геокешингом интерес к этому месту был подогрет наличием тайника, текстом CJ-я о гнездовьях серых цапель и исчезающей деревне из одного дома: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=105. Поэтому когда пришло время организовывать плановый ПВД от Русского Клуба Велопутешествий,  c районом все было ясно.
У платформы Авсюнино
Мы долго обсуждали с Сергеем маршрут, переживали из-за гроз и дождей. В итоге, маршрут включал 2 варианта: на случай хорошей погоды чередование грунтов и асфальта,  на случай ненастья – асфальт и всего 4-5 км грунтов возле водохранилища.
Церковь в Мальково
В 8:37 Сергей, Женя и я выехали с Казанского (черустинская электричка). В вагонах почему-то никто не стоял, в тамбурах было пусто. Саша подсел к нам в Куровской (приехал на предыдущей). Мы смотрели на ясное небо и, поеживаясь, ждали циклона и обещанных гроз, но Авсюнино встретило таким солнцем, что половине группы пришлось менять фильтры очков. Больше на платформе никто не вышел, по мобильному не позвонил - таким образом, от начала и до конца нас было четверо.
Хайвей Мальково-Знаменское

По тупиковому шоссе докатили до Мальково и за церковью перешли на грунты. Песчаная дорога на Знаменское служила тестом на комфортность мещерских лесов. Результат показал: насекомых нет, глобальных луж нет, черника-земляника-лисички есть. А вот уже и купола Знаменского. Выкатываем на шоссе Запутная-Саввино. Оно извилистое, красивое, практически без машин, но после вкусного леса ехать по нему уже скучно. И тем не менее надо – это возможность размяться перед песком и приблизиться к водохранилищу.

В Саввино закупаем продукты – тортик-медовичок, воду, что-то еще, проезжаем по шоссе в сторону Большого Гридино до поворота на Каменскую, обнаруживаем там новый асфальт, до Пановской. Впечатляют водные глади на Цне, выше Шалаховского водохранилища.
Шлагбаум на лугу после Пановской
И, наконец, песок  - глубже и глубже. Апогей – в деревне Пещур (не деревня - маленькое лесничество). Вязнем в бархане напротив колодца, набираем воды для чая.
У журавля в д.Пещур 
После Пещура количество песка снова в норме. На небольшой развилке выбираем левую дорогу, поверив стрелочке GPS, и получаем небольшой крюк – в Курбатово. Дорога перед деревней кончается, переходя в полосу примятой травы. Через 200 м – опушка луга, на котором стоит деревня. Топча спелую землянику, вываливаемся в океан цветов, слепней и кузнечиков. В деревне - тупик ухабистой грунтовки для иномарок, дальше – только для трактора.

Вот отсюда начинается участок, демонстрирующий преимущества горного велосипеда. Всё другое здесь проедет с трудом, а на велах быстро, плавно, технично.

GPSведет к точке пересечения с улучшенной дорогой на Кузнецы (ее начало в Пещуре неочевидно).
Типичная улучшенная дорога в районе Шалахово 
Дорога прямая, сухая, песка мало, мы пересекаем ее и едем по симпатичной лесной дорожке в Шалахово.
Так тоже иногда ехали
Надсадно тарахтя, нас обгоняют два УАЗа в наклейках. Через 300 м видим их, сидящих в большой грязевой луже. Обходим лужу по краю; джиперы уверяют нас, что на озере заход в воду хороший, подъезд есть, «только столик не занимайте». И разочарованно переговариваются вслед: «Ну вот, а мы-то думали - тихое место...»
УАЗеры
Вот, наконец, и Дом – единственное напоминание о  деревне.
Последний могиканин Шалахово
Уютная полянка, но нас занимает не это, а греющаяся на дороге гадюка. Двигаясь, все время помним о ползучих нюансах. Вначале похода я все-таки переехал крошечную змею – она уползла и, надеюсь, не пострадала.
Спугнули...

«Деревня» стоит не на берегу, мы еще минут 5 едем, навигатор указывает, что в 30 м – тайник. Спешиваемся, быстро отыскиваем дупло с контейнером, в нем подходящий приз – велосипедный звонок «CATEYE» (меняем его на «противоклещевую» лупу). Не успеваем замаскировать место – на тропе двое ребят и девушка с желтым E-Trex! Они приехали на пикник на машине, взятие тайника – просто небольшая прогулка. А мы-то думали - тихое место...

Выезжаем на качественную дорогу, идущую параллельно берегу и по ней метров 300 в сторону Рыбхоза, до поворота к пляжу с джиперским столиком. На компьюторе 45 км.
Наша стоянка
Планировали индивидуальное питание, но в итоге дело свелось  к горелке, общественному кипятку для карпюра, чаю со сладостями. Вобщем, полноценный горячий обед с десертом (это я еще под впечатлением обязанностей завпита).
Джиперский столик

Дров полно, кострище на месте было, но горелка нам здорово помогла: во-первых, мы не зависели от дождя, во-вторых, пока она работала, мы купались. Песчаное дно, теплая – впервые за это лето – вода, сказочно красивое озеро в окружении леса, игрушечные домики на другом берегу. Вдоль берега идет канава без насыпи, метров 7 шириной, отделенная от озера торчащими из воды кустами. Переплываем ее, проходим «ворота» из ольшин и оказываемся на бескрайней глади водохранилища. Над береговой линией неспешно патрулируют большие и малые серые цапли – в таком количестве я вижу их в первый раз.

За лесом встают тучи, смачно прокатывается гром, дальние берега скрываются за пеленой дождя. Но гроза так и не началась, а дождь длился у нас 2 минуты – даже не успели толком одеться. И вновь тепло, солнце,  купание, но в 16:10 приходится покинуть это гостеприимное место (отдых занял 1.5 ч).
Бабочки
Той же дорогой возвращаемся до перекрестка с трассой на Кузнецы (джипы как раз выбрались из засады и едут к столику). Здесь кто-то просыпал крупу, ее кушают десятки бабочек. Они уже не могут взлететь и позволяют снять себя в макро. Мы решаем проехаться по грунтам в Кузнецы в следующий раз (там остается должок – 400-летняя сосна на Щуровке) и несколько иным путем возвращаемся в Курбатово. Оттуда по ухабистой дороге для иномарок быстро попадаем в Карцево, дальше на Б. Гридино отличный асфальт – этакая шестиполосная велодорожка. В Мещере мы забыли про магазинную воду – заправляемся из «журавлей», каждый колодец красив и своеобразен.
Танки грязи не боятся
Вновь выезжаем на гридинское шоссе: Гридино, Собанино, Алексино-Шатур. Машин вообще нет. Любуемся с моста Полихой, а после р. Чащур сворачиваем налево. Здесь стоит знак «перекресток неравнозначных дорог» и дороги эти нарисованы на всех картах. В действительности по лесу идет пешеходная тропа с локальными болотцами до 30 см глубиной в низинах.
Один из мостиков УЖД
Если посчитать протяженность всех препятствий, где приходится спешиваться, то за весь поход их наберется не более 1-2 км. Но время очень здорово на этом теряется. Кто-то переходит лужу не глядя, кто-то переобувается, кто-то одевает непромокаемые штаны, кого-то жрут комары, пока он ждет, собирая чернику и землянику. На сухих участках по тропе можно легко катиться, жизнь тут же кажется прекрасной, а дальнейший путь легким.
Самый классный мостик на УЖД
Выезжаем на ЛЭП и бывшую узкоколейку. Здесь нормальные колеи – быстро приближаемся к Поле. От узкоколейки осталось одно название: нет не только рельсов, но даже и шпал. Кое-где может встретиться знак, сигнализирующий о наличии моста. Ехать здесь интересно, просека не заросла, по обочинам - в ряд - березки, все время представляется, как раньше пыхтели здесь мотовозы с игрушечными вагончиками. Количество насекомых резко возросло, комары и слепни покусывают уже на ходу. Сперва спасает умывание в торфяных ручьях, потом – только длинный рукав и накомарник. Противомоскитная химия не действует и тому, кто взял только короткую форму, приходится некомфортно. Остановившись, велотурист чувствует себя Винни-пухом, застрявшим в улье – стимул двигаться вперед очень велик.
Бобровая плотина на "обочине" УЖД
 
Сосновые и березовые аллеи сменяются красивым протяженным болотом. Дорогу пересекает несколько ручьев с самобытными мостиками взамен рухнувших железнодорожных. Контактные туфли в таких местах добавляют адреналина. Неспешно переправляем велы, фотографируем плотины бобров.
Иногда кажется, что дорога ниже уровня окрестных болот
Бег с препятствиями продолжается – теперь это прикрытые травой провалы и упавшие на дорогу березки. Ничего сложного, но часто приходится притормаживать, и тогда тучи насекомых на скорости врезаются в спину.
Долгожданный мост через Полю
 
Дополнительная изюминка во второй части похода оказывается с косточкой: у ж/д моста через Полю отсутствуют не только перила, но и один пролет.
 
Полюбовавшись сооружением, превосходящим по красоте мост в деревне Шатур; едем по хорошей тропе вниз по реке. Здесь Поля уже, чем у моста.
А так перешли через Полю мы
Через 250 м – тупик, брезентовый полог и в нем – ватный матрас. Напротив – толстая сосна через реку, больше похожая на трубу газопровода. Коры нет, сухо и, после нескольких переходов налегке, идешь с велом как по асфальту.
После переправы на левый берег
Отдельно переносим рюкзаки. Место живописное, много подходов для купаний, отличный вариант для ночевки.
Вид с левого берега на излучину Поли
Продравшись через крапиву, поднимаемся на насыпь узкоколейки и - о ужас! - впереди вода и новый непроходимый мост.  К счастью, это старица и справа хорошая обходная тропа.
Полуразрушенный ж/д мост через старицу

Тут же начинается супердорога до Красных Лугов. Никаких Лугов мы не видели – обычный дачный кооператив с забором, поперек - песчаная дорога на Ботино, лучше чем асфальтовое шоссе. Мы же продолжаем движение по узкоколейке к Шатуре. Здесь она отлично наезжена, и после нескольких зигзагов мы уже видим трубы Шатурской ГРЭС и катим не по песку, а по асфальту.

Несколько оборотов педалей – и перед нами станционная надпись «Шатура»... отделенная от шоссе несколькими путями с товарными поездами. Обходя эти составы по крупному острому гравию, теряем драгоценное время и наблюдаем отправление замечательной электрички 21:47 в 50 м от желанной платформы. Следующая – через час.
Трек, записанный GPS
На дисплее 92 км. Маршрут оказался непростым, но красивым и разнообразным. Оценили на велопригодность дороги по обе стороны от гридинского шоссе, появилось много вариантов новых лесных маршрутов, как на 1, так и на 2 дня. Узкоколейку Минино-Красные луга однозначно можно рекомендовать ценителям заповедных троп - это наряду с Шалаховским водохранилищем красивейшее место на всем маршруте. Практика показала, что в походах по этим местам не стоит гнаться за расстоянием (60-70 км будет вполне достаточно), потребуется длинная одежда и накомарник.
 
В рассказе использованы трек и фото Сергея Михайлова. Возможно, неделю спустя добавятся и Сашины фото.
Категория: Рассказы о ПВД | Добавил: linden (05.07.2008) | Автор: Linden
Просмотров: 2675 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz