Отметив 23 февраля поездкой в усадьбу Валуево, мы с Таней решили похожим образом провести и 8 марта. Искали еще не посещенные интересные места с природной и исторической составляющими. Выбор пал на Хмелиту и Талашкино Смоленской области. В 8:00 стартовали с противоположного конца Москвы и по празднично пустынным дорогам быстро доехали до истока Москва-реки.
Реки не увидели, зато прогулялись по лесной опушке, креативно оборудованной для отдыха. Напомнило Белоруссию. Даже дрова наколоты. А этот шалаш захотелось материализовать на даче:
И такой вот позитив в глубине площадки:
На уровне Вязьмы сворачиваем с Минского шоссе и 30 км едем до деревни Хмелита. Дорога от дома до усадьбы 3.5 ч.
Территория 20 км в поперечнике, включающая десяток населенных пунктов и огромный лесной массив, в 1990 г. была объявлена историко-культурным и природным заповедником. Здесь находится высшая точка Смоленской возвышенности, водораздел Волги и Днепра, в 23 км севернее Хмелиты исток р. Днепр. На территории заповедника есть древние городища и курганы. Усадьбы, располагавшиеся здесь, связаны с именами Нахимова, Менделеева, Шереметевых, Панина, Волконских, Карамзина и многих других. Лев Толстой описал одну из усадеб в романе «Война и мир». В одном из сел Булгаков год работал врачом. В общем, примечательные места.
На сегодняшний день главный очаг культуры – усадьба дяди Грибоедова в Хмелите. Туда мы и направляемся.
Нам повезло приехать раньше других, побродить по пустой усадьбе, залитому солнцем парку и пофотографировать от души. Этот дуб помнит всё:
Взяли часовую экскурсию по дворцу и музею Нахимова. Дворец снаружи впечатляет парадной лестницей, внутри – интерьерами и мебелью, особенно на 2 этаже. Сейчас трудно представить, что в 50-е годы здание пережило пожар, а потом долгое время простояло без крыши. К жизни его вернули Барановский и Кулаков, восстановив практически из руин.
Внутри здания не снимал, но, поверьте, там здорово. Экскурсовода можно было не брать – информации и так много, а из-за него пришлось торопиться. В отдельном здании – музей Нахимова. Экспозиция маленькая, зато оригинальный дизайн.
На обратном пути посетили Богородицкое поле, где находится мемориал воинам, погибшим в Вяземском котле. Советские войска были окружены именно здесь, на территории современного заповедника. Возле Богородицкого был осуществлен прорыв, из окружения с тяжелыми боями вышли 85 000 человек. Информация об этих событиях долго оставалась закрытой. Сейчас опубликованы воспоминания их участников и книга Л. Лопуховского « Вяземская катастрофа».
Рядом, в д.Мартюхи, стоит небольшая деревянная церковь. Здесь немного о том, кто ее построил и как она связана с Богородицким полем. История Вяземского котла настолько трагична и значима, что это, как минимум, повод для отдельной поездки.
По дороге к Минскому шоссе строится большой храм необычной архитектуры:
Минка пуста:
Сворачиваем на какую-то дорогу, затерянную в холмах и через пару км упираемся в высокий сугроб. Зарядка, обед, прогулка. Забегая вперед, замечу, что эти два дня мы с утра до вечера были на природе и солнечная погода способствовала ощущению праздника. Даже в центре Смоленска мы гуляли по парку и пешеходной зоне практически в одни. И воздух был чист и свеж, почти как на лыжной трассе.
Холмы. Типичная Смоленская область.
Зайцы ходят пешком...
Следующая остановка – Смоленск. Погуляли по центру, зашли в Успенский собор.
Навигатор, как водится, путал меня на улицах города: чтобы припарковаться возле собора, пришлось совершить почетный круг по Смоленску.
Дороги в городе непечатные, с глубокими выбоинами в асфальте. Много трамваев, которые останавливаются и приходится ждать, пока пройдут пешеходы. Потом ты обгоняешь трамвай, но пока переползаешь очередную яму, он весело позванивая снова обгоняет тебя и замирает на следующей остановке. Играть в догонялки с трамваем можно довольно долго.
Наконец, находим долгожданную гостиницу «Ника», внешне неказистую, но уютную изнутри, 1500 за номер. Хийси подглядывает в окно. ТВ показывает кабельные каналы. Все хорошо.
Утро. Едем в Талашкино, 18 км на юг от Смоленска. Здесь находилась усадьба княгини Марии Тенишевой - талантливого художника, педагога, мецената, коллекционера, основательницы студий, музеев, школ. От ее усадьбы остался лишь парк и каскад прудов, поэтому едем еще 1.5 км, во Фленово, главную цель нашего двухдневного тура. На выезде из Смоленска тормознул инспектор ГИБДД. Мимолетный взгляд на права – «счастливого пути, проезжайте». Регистратор помог?
Хутор Фленово был куплен для организации сельско-хозяйственной школы. Здесь бесплатно (в основном, на средства Марии Тенишевой) дети крестьян получали хорошее разностороннее образование и знания, позволяющие впоследствии или работать управляющими в поместье, или организовать собственное фермерское хозяйство. Обучали передовым технологиям, практике и теории. При школе были опытные поля, животноводческие фермы, конезавод. В здании школы сейчас музей с интереснейшей экспозицией:
Долгими зимними вечерами в школе проходили «чтения с туманными картинками», собиравшие до 2000 слушателей. Музыкальная группа балалаечников, созданная из учащихся, ездила выступать аж в Петербург (и аж перед Думой). А балалайки расписал Врубель. Еще в усадьбе был театр, организованный на самом высоком уровне. Здание театра не сохранилось, но в школе реконструирован зрительный зал. Панно «Садко – богатый гость», сделанное для театра по эскизам Малютина, в 2005 г. побывало в Париже, на выставке музея д`Орсе. Малютин часто расписывал резьбу – так и на Теремке, и на панно.
Постепенно сложилось так, что Фленово-Талашкино из сельско-хозяйственной школы превратилось в центр развития искусств и ремесел, такой же, как мамонтовское Абрамцево. Здесь работали Малютин, Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Коровин, Репин, Нестеров, Трубецкой, композиторы Андреев, Стравинский и другие. Здесь группа энтузиастов вдохновенно развивала русский модерн и, как в Абрамцево, проектировала наружную и внутреннюю резьбу, мебель, дома и церковь.
Это Теремок – проект Сергея Малютина (автора, между прочим, русской матрешки). В доме размещалась библиотека, а сейчас экспозиция фото и художественных работ. Малютин оставил Петербург, поселился в Талашкино (построив там аналог фленовского «теремка») и руководил художественными мастерскими.
Углы поддерживают всевозможные змеи
У драконов тоже бывает насморк:
Крыша несколько слоев теса и сверху дранка:
Теремок окружала ограда с 4-мя воротами. Сохранились одни из них:
Фрагмент нижней части ворот:
Внутри Теремка:
Вообще, там очень много всего. Это резная мебель, шкатулки, рамки, дверные косяки резные и с эмалями, вышитые спинки стульев и т.д. и т.п. И каждая работа уникальна. Как я писал, усадьба Марии Тенишевой в Талашкино не сохранилась. Но можно увидеть фото, из которых ясно, что там было не менее интересно, чем во Фленово:
Несколько фленовских зарисовок:
Церковь Сошествия Святого Духа, спроектированная Тенишевой, Малютиным и Барщевским:
Автор внутренних росписей (на тканевой основе, не сохранились) и мозаики над входом – Николай Рерих: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Понятно, что художник, так красиво рассуждавший о Гопи, вряд ли бы уложился в православный канон. Он и не уложился, изобразив над алтарем вместо Богородицы Матерь Мира - храм так и не освятили.
Мария Тенишева была незаурядной личностью. Интересны ее мемуары « Впечатления моей жизни» Так вышло, что, посвятив жизнь, по словам Билибина, «родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много», Тенишева оказалась не нужной в новой России. В 1919 году княгиня уехала в Париж. Во Франции широко известны ее эмали. А у нас – Талашкино и одна фраза: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений».
Покидаем Талашкино и по дороге домой посещаем Вязьму. Исторический центр города – самое тихое и безлюдное место. Здесь своя Спасская башня:
Рядом Свято-Троицкий кафедральный собор:
И такие вот шпили:
Все это у крутого обрыва:
Исторический центр Вязьмы:
Еще заехали в монастырь Иоанна Предтечи:
В центре монастырского двора такой вот изразцовый колодец:
И, конечно, мы не могли не попробовать знаменитых вяземских пряников. Местные сказали, покупать при хлебозаводе, на 25 октября, 32.
Обратная дорога в Москву прошла быстро и незаметно. А спустя 2 недели меня настигла смоленская птица счастья на 100 руб., за 108 км/ч на Минском шоссе. В остальном, поездка очень понравилась. Общий пробег 1000 км.
|